Проектирование складов ГСМ

Проектно-конструкторское бюро завода «ОЗРМ-Проект» в сотрудничестве с проектным институтом ООО «ПриволжскНИПИнефть» выполняет:
Проектирование складов ГСМ (склад горюче-смазочных материалов) ООО «ОЗРМ» выполняет на основе технического задания, составляемого с учетом пожеланий заказчика и условий размещения склада хранения ГСМ.

Проект строительства склада ГСМ состоит из проекта(стадия П), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов:
— охрана труда и управления производством,
— сметы и организация строительства,
— ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
— охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
— выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов;
А также осуществляем:
— автоматизация склада ГСМ (АСУ ТП склада ГСМ);
— осуществление функций генпроектировщика;
— авторский надзор;
— инжиниринговые услуги.


Склад ГСМ – это комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения, технологической переработки, контроля качества топлива, масла и спецжидкостей, а также подачи их на заправку ВС, спецавтотранспорта и топливных установок и машин.
Нефтебаза — это комплекс зданий, сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные нефтебазы. Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отдельные цистерны и т.п. Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него. Распределительные нефтебазы снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая. Многие нефтебазы одновременно выполняют смешанные функции — перевалочных, заводских и распределительных. Проектирование таких нефтебаз выполняет огромную роль в дальнейшем функционировании базы.

Для объектов хранения и перевалки нефтепродуктов можно сформулировать список выполняемых проектных работ:

1) Проектирование складов ГСМ, нефтебаз (нефтехранилищ);

2) Проектирование товарно-сырьевых парков промышленных предприятий (призаводских нефтебаз);

3) Проектирование морских перевалочных нефтебаз, нефтяных терминалов;

4) Разработка проектов расходных складов нефтепродуктов небольшой мощности;

5) Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);

6) Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих нефтебаз;

7) Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков действующих нефтебаз;

8) Приведение систем пожарной и промышленной безопасности нефтебаз к современным стандартам и требованиям НТД;

9) Проектирование отдельных систем и объектов: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;

10) Восстановление утраченной проектной документации на старые нефтебазы;

Классификация складов ГСМ Условно все нефтебазы можно разделить на две группы. К первой группе относятся склады ГСМ, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3). Ко второй группе относятся склады ГСМ, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3. Такая классификация использовалась согласно нормам, действовавшим в 1970г.

Согласно современных норм, склады ГСМ подразделяются:
По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара — на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
По функциональному назначению — на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов — на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
По номенклатуре хранимых нефтепродуктов — на склады ГСМ для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также склады ГСМ общего хранения;
По годовому грузообороту — на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.
Общая характеристика складов ГСМ:
По значимости, проводимые на складах ГСМ операции, делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся такие как:
1) Прием нефтепродуктов, доставляемых на склад ГСМ в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
2) Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
3) Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;
4) Компаундирование (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение) нефтепродуктов.

К вспомогательным операциям склада ГСМ относятся:
1) Очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
2) Строительство складов ГСМ;
3) Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
4) Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории склада ГСМ и программы их производственной деятельности.

В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты склада ГСМ распределены по зонам.

Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.

Зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.

Зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.

Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.

Зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания склада ГСМ, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд склада ГСМ, объекты противопожарной службы.

Зона административно-хозяйственная, в которую могут входить: контора склада ГСМ, пожарное депо, здание охраны склада ГСМ, гараж.

Зона очистных сооружений, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.







___________________________________
Справочная информация.
Комплекс авиатопливообеспечения. Расчет общей емкости расходного склада горюче-смазочных материалов (ГСМ). Склад ГСМ – это комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения, технологической переработки, контроля качества топлива, масла и спецжидкостей, а также подачи их на заправку ВС, спецавтотранспорта и топливных установок и машин. Емкость резервуаров склада ГСМ определяют по формуле: (м3), ЕГСМ – емкость склада; QС – среднесуточный расход топлива (м3/сут.); К – нормативный суточный запас емкости топлива равный для аэропортов I, II классов – 7-12; 0,95 – коэффициент использования емкости. (м3/сут.) ni – количество вылетов в сутки; Vсрi –объем заправки топливом i-го типа ВС (приложение 4); m – количество типов ВС. (вылет), Кч – коэффициент часовой неравномерности( в данном случае 2);Тип самолета Характеристика Ил-96 Ту-204 Ил-86 Ил-62 Ту-154 Як-42 Группа самолетов I II I I II II Количество взлет- посадок в час «пик» по типам самолетов 1 1 2 1 9 3 Объем заправки топливом, м3 60 32 114 105 47 23 ni-количество вылетов в сутки 6 6 12 6 36 18 Qc=60*6+6*32+12*114+6*105+36*47+18*23=4656м3/сут. Eгсм= (4656*10)/0,95=49011 м3 Определив общую емкость резервуаров, необходимо установить емкости и количество резервуаров на расходном складе ГСМ. Размеры и число резервуаров устанавливается при соблюдении следующих требований: — однотипность; — максимальный объем; — не менее 2-х резервуаров, при наличии ЦЗС не менее 3-х резервуаров. Металлические, цилиндрической формы вертикальные резервуары имеют емкость: 700, 1000, 2000, 3000, 5000 м3. Резервуары для данного типа аэропорта имеют емкость 5000м3 , n= 49011/5000=10 резервуаров Расход авиамасел составляет 5% от расхода авиатоплива. Склады ГСМ должны находиться вне полосы воздушных подходов, с подветренной стороны, в пониженных местах или на обратном склоне местности. Его следует размещать у подъездного железнодорожного пути на удалении от зданий СТТ и сооружений: перроны, МС, АТБ, грузовой склад- 100 м РД- 80 м ИВПП, аэровокзал- 200 м.