Проектирование нефтебаз

Проектно-конструкторское бюро завода “ОЗРМ” в сотрудничестве с проектным институтом ООО “ПриволжскНИПИнефть” выполняет:
Проектирование нефтебаз «ОЗРМ-Проект» выполняет на основе технического задания, составляемого с учетом пожеланий заказчика и условий размещения базы хранения нефти и нефтепродуктов.

Проект строительства нефтебазы состоит из проекта(стадия П), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов:
– охрана труда и управления производством,
– сметы и организация строительства,
– ИТМ гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
– охрана окружающей среды, оценка воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих объектов;
– выполнение расчетов и разработка норм предельнодопустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов;
А также осуществляем:
– автоматизация резервуарного парка АСУ ТП;
– осуществление функций генпроектировщика;
– авторский надзор;
– инжиниринговые услуги.


Нефтебаза – это комплекс зданий, сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные нефтебазы. Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из морских танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отдельные цистерны и т.п. Призаводские нефтебазы бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные нефтебазы объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с заводом, или в непосредственной близости от него. Распределительные нефтебазы снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Формально они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. Нефтебазы этого типа имеют ограниченный район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая. Многие нефтебазы одновременно выполняют смешанные функции — перевалочных, заводских и распределительных. Проектирование таких нефтебаз выполняет огромную роль в дальнейшем функционировании базы.

Для объектов хранения и перевалки нефтепродуктов можно сформулировать список выполняемых проектных работ:

1) Проектирование нефтебаз (нефтехранилищ);

2) Проектирование товарно-сырьевых парков промышленных предприятий (призаводских нефтебаз);

3) Проектирование морских перевалочных нефтебаз, нефтяных терминалов;

4) Разработка проектов расходных складов нефтепродуктов небольшой мощности;

5) Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);

6) Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих нефтебаз;

7) Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков действующих нефтебаз;

8) Приведение систем пожарной и промышленной безопасности нефтебаз к современным стандартам и требованиям НТД;

9) Проектирование отдельных систем и объектов: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;

10) Восстановление утраченной проектной документации на старые нефтебазы;

Классификация нефтебаз Условно все нефтебазы можно разделить на две группы. К первой группе относятся нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3). Ко второй группе относятся нефтебазы, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3. Такая классификация использовалась согласно нормам, действовавшим в 1970г.

Согласно современных норм, нефтебазы подразделяются:
По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара – на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
По функциональному назначению – на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов – на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
По номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также нефтебазы общего хранения;
По годовому грузообороту – на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.
Общая характеристика нефтебаз
По значимости, проводимые на нефтебазе операции, делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся такие как:
1) Прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
2) Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
3) Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;
4) Компаундирование (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение) нефтепродуктов.

К вспомогательным операциям относятся:
1) Очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
2) Строительство нефтебаз;
3) Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
4) Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.

Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории нефтебазы и программы их производственной деятельности.

В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты нефтебаз распределены по зонам.

Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.

Зона водных нефтегрузовых операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.

Зона хранения представлена следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.

Зона оперативная, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.

Зона вспомогательных сооружений, предназначенных для обслуживания нефтебазы, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы.

Зона административно-хозяйственная, в которую могут входить: контора нефтебазы, пожарное депо, здание охраны нефтебазы, гараж.

Зона очистных сооружений, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.







___________________________________
Справочная информация.
Предложения по развитию складского хозяйства нефтепродуктов (нефтебаз и складов ГСМ)

Развитие объектов, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, предлагается осуществлять по трем основным направлениям: – реконструкция существующих нефтебаз на своей территории в целях обновления резервуарного парка и технологического оборудования, проведения инженерно-технических мероприятий по улучшению экологической ситуации; – перенос существующих нефтебаз, не отвечающих современным экологическим, противопожарным и градостроительным требованиям, на новые площадки; – строительство новых нефтебаз. В настоящее время (2000 г.) для обеспечения потребности имеющегося автотранспорта в топливе резервуарный парк области должен составлять 1012,7 тыс. куб. м (при коэффициенте оборота Коб. = 6). Дефицит резервуарного парка составляет 157,7 тыс. куб. м, а при отказе от использования баз промпредприятий дефицит хранения будет еще больше и составит 273,4 тыс. куб. м, то есть для обеспечения устойчивого снабжения области топливом требуется строительство новых нефтебаз уже сейчас. На расчетный срок резервуарный парк области при коэффициенте оборота Коб. = 6 должен составлять не менее 1290,0 тыс. куб. м, дефицит мест хранения без учета баз промпредприятий составит порядка 551,0 тыс. куб. м. Для обеспечения мест хранения топлива потребуется строительство порядка 16-18 новых нефтебаз. Кроме того, предусматривается строительство 6 нефтебаз взамен предложенных к ликвидации. В таблице N 6.1 даны предложения по реконструкции существующих и строительству новых нефтебаз. Для того чтобы определить возможные оптимальные места размещения нефтебаз, были разработаны градостроительные критерии, которые могут использоваться и при размещении газонаполнительных станций. К указанным градостроительным критериям относятся: 1) существующие планировочные ограничения и ограничения, создаваемые объектом размещения; 2) землевладелец и землепользователь (сельхозугодья, территории гослесфонда, границы муниципального образования, акционированное предприятие и т.д., а также размер компенсационных мероприятий, связанный с приобретением земельного участка); 3) характеристика транспортного обслуживания и затраты на его сооружение (железнодорожная ветка, подъездные и внутренние автомобильные дороги, возможность использования большого количества клиентов, использование различных видов транспорта); 4) характеристика инженерной инфраструктуры и затраты на ее создание (электроснабжение, водоснабжение, отопление); 5) мероприятия по охране окружающей среды; 6) трудовые ресурсы (потенциал близлежащих населенных пунктов); 7) потребность в топливе и обеспеченность данного района. Приводится рис. 6 “Градостроительные критерии для размещения нефтебаз”. Таблица 6.1 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ НЕФТЕБАЗ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ N Наименование Предложения Емкость Емкость Примечание п/п района сущ., проект., тыс. тыс. куб. м куб. м 1 2 3 4 5 6 1. Балашихинский Стр-во нефтехранилища – 12,0 Строительство ЗАО “Нефтепродукто- на I очередь хранилище-97″, г. Балашиха 2. Волоколамский Развитие на своей территории существующей н/б АО “Моснефтепродукт” 3. Воскресенский Ликвидируется н/б АО 7,5 – “Моснефтепродукт” 4. Воскресенский Стр-во новой 15,0 нефтебазы. Рассматривается возможность использования складов Воскресенского цемзавода и пристани на р. Москве или в п. Лопатинский 5. Дмитровский 1. Реконструк. сущ. 22,0 – нефтебазы АО “Моснефтепродукт” 2. Стр-во н/б ООО – 10,0 Строительство “ППО Новое” в р-не на I очередь д. Черная 6. Домодедовский Обслуживание с существующей нефтебазы 7. Егорьевский Снабжение с нефтебазы в г. Куровское 8. Зарайский Развитие на своей 7,0 территории н/б АО “Моснефтепродукт” 9. Истринский Стр-во новой н/б 15,0 Строительство в районе д. Новинки, на I очередь ООО “Бургаз” 10. Каширский Развитие на своей 15,0 территории н/б АО “Моснефтепродукт” 11. Клинский Развитие на своей 19,0 территории н/б АО “Моснефтепродукт” 12. Коломенский Стр-во новой н/б 10,0 20,0 взамен ликвидируемой н/б АО “Моснефте- продукт”, р-н Щурово, г. Коломна 13. Красногорский Обслуживание с Истринской нефтебазы 14. Ленинский Обслуживание с существующих нефтебаз 15. Лотошинский Снабжение с Волоколамской или Шаховской нефтебаз 16. Луховицкий Развитие на своей 11,0 территории н/б АО “Моснефтепродукт” 17. Люберецкий 1. Стр-во новой н/б, ф-ма “Магистраль” 2. Стр-во н/б в г. Лыткарино 18. Можайский Ликвидируется н/б АО 16,0 – “Моснефтепродукт” 19. Можайский Стр-во новой н/б, – 20,0 намечается площадка в промзоне города 20. Мытищинский Стр-во новых нефтебаз в промзонах: 1. г. Лобня 20,0 2. г. Мытищи 20,0 Строительство на I очередь 21. Наро- 1. Стр-во новой 15,0 Фоминский нефтебазы в районе г. Апрелевка- Крекшино 2. ЗАО “Мостоп+”, 5,0 Строительство п. Петровское на I очередь 22. Ногинский Ликвидируется 8,0 – 23. Ногинский Стр-во новой – 20,0 нефтебазы взамен ликвидируемой. Предлагается площадка в Старой Купавне (химбаза) 24. Одинцовский Развитие нефтебазы 3,6 10,0 в Частцах 25. Озерский Строительство – 5,0 нефтебазы в районе базы Сельхозхимии 26. Орехово- Ликвидируется н/б АО 2,3 Зуевский “Моснефтепродукт” 27. Орехово- Стр-во новой – 12,0 Зуевский нефтебазы, намечается площадка в р-не фенолотвала завода “Карболит” 28. Павлово- Стр-во новой н/б – 10,0 Посадский в промзоне г. Павловский Посад 29. Подольский 1. Развитие на своей 6,8 10,0 территории 2. Стр-во нефтебазы 10,0 Строительство ТОО “Марат” на I очередь на территории з-да “Проско” 3. Стр-во нефтебазы в г. Щербинке 4. Реконструкция 8,0 10,0 Климовской нефтебазы (п. Львовский) 30. Пушкинский Стр-во н/б – – в г. Красноармейске 31. Раменский Снабжение – с Володарской ЛПДС 32. Рузский Стр-во новой н/б, – 20,0 Орешковские карьеры, район д. Лызлово (с мазутохранилищем) 33. Серебряно- Обслуживание – – Прудский с существующей нефтебазы и наливного пункта 34. Сергиево- Развитие на своей 14,0 Посадский территории н/б АО “Моснефтепродукт” 35. Серпуховский Обслуживание – – с существующих нефтебаз 36. Солнечно- Снабжение с н/с – – горский “Солнечногорская” 37. Ступинский Стр-во новой – 20,0 нефтебазы в районе Малино 38. Талдомский Развитие на своей 5,0 – территории 39. Химкинский Снабжение с Павельцевской н/б, а также с н/с “Солнечногорская” 40. Чеховский Стр-во новой н/б – 20,0 в районе ст. Столбовая 41. Шатурский Стр-во новой н/б – 10,0 в районе пос. Осаново 42. Шаховской Ликвидируется филиал 2 – Волоколамской н/б АО “Моснефтепродукт” 43. Шаховской Стр-во новой н/б – 5,0 взамен ликвидируемой, намечается площадка в промзоне пгт 44. Щелковский Снабжение с н/с. – – “Нагорная” наливного пункта в р-не д. Назимиха Общая емкость новых нефтебаз составит 314 тыс. куб. м. На расчетный срок (2010 г.) оставшийся дефицит в емкостном парке покроют существующие нефтебазы после проведения реконструкции с увеличением парка, а также наливные пункты, находящиеся на нефтепродуктопроводе.